Вход в систему

Расписание звонков:

1. 9.00 – 9.45

2. 10.00 – 10.45

3. 10.55 – 11.40

4. 12.00 – 12.45

5. 13.05 – 13.50

6. 14.00 – 14.45

7. 15.05 – 15.50

Опрос

Считаете ли вы себя культурным человеком?
Да
100%
Нет
0%
Не знаю
0%
Всего голосов: 2

      Почтовый адрес 231213, аг.Гервяты, ул. Советская, 21, Островецкого района, Гродненской области

 

Директор  8-(015)-91-74-331
Учительская 8-(015)-91-74-332

 

gervjatysc@gmail.com

 

 

Инновационный опыт

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гродненского облисполкома

Отдел  образования  Островецкого райисполкома

Государственное учреждение образование «Гервятская средняя  школа»

                                                                       

                                                                                                                                             

Инновационный   проект

 

   «Внедрение в деятельность учреждения общего среднего образования  модели   обеспечения  безопасности участников  образовательного процесса»    

 

Сроки реализации: 2011 - 2014

 

Проект составил:

Мацко Наталья Ивановна;директор государственного учреждения образования «Гервятская средняя  школа»

231213, ул. Советская,21, агрогородок Гервяты, Островецкий район, Гродненская область должность,

(015)91 35 8 17,  +375 33 65 44 711,

 e-mail: gervjaty_sc@mail.grodno.by

Консультант:

Сизанов Александр Николаевич; заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, кандидат психологических наук, доцент,

 (017)219 06 64, 222 76 00, 8 029 389 74, 

e-mail:sizanov49@mail.ru

 

Актуальность инновационной деятельности:

          События, которые происходят  в мире, свидетельствуют об увеличении техногенной, природогенной и социальной опасности для жизни человека, показывают прямую зависимость стабильности государств и выживаемости целых народов от подготовленности подрастающего поколения  к жизни в современных условиях.

         В школе осуществляется основная подготовка ребёнка к самостоятельной жизнедеятельности в обществе, поэтому, исходя из нового социального заказа на выпускника, современная школа должна формировать личность безопасного типа поведения, т.е. человека, способного удовлетворять свои потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности, не причиняя вреда природе, другим людям, обществу в целом, и в тоже время умеющего противостоять деструктивному поведению окружающих, техногенным и природным опасностям.

         Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера, неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к самому себе, людям, природе и обществу.   Человек же, наученный правильно действовать, психологически готовый адекватно вести себя в экстремальных ситуациях чаще выходит победителем  и при  этом способен оказать помощь другим.

Изучение работы по   формированию экологических и психологических знаний и практических навыков учащихся выявило целый ряд проблем, связанных,  на наш взгляд,  с отсутствием целостной системы формирования навыков безопасного поведения. Анкетирование показало, что достаточно  большая группа учащихся 5-9 классов (81%) не знает, что обеспечивает их выживание в экстремальных ситуациях, как сохранить природу и научиться выживать в ней. Довольно сложной проблемой для 72% сельских школьников, в  том числе и старшеклассников, является организация взаимодействия с незнакомыми людьми, третья часть опрошенных испытывает затруднения уже в выявлении агрессии и деструктивного поведения, около 60% опрошенных не готовы психологически  адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях в силу ряда причин. Часть учеников недостаточно мотивированы на занятие са­мовоспитанием, самообразованием с целью подготовки  к жизни в современных условиях.

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» базовой школы, информирует учащихся  о существующих в реальной жизни опасностях, позволяет формировать отдельные  первичные практические навыки самозащиты и оказания помощи себе и окружающим людям. Однако, курс не позволяет сформировать устойчивые умения и навыки выявления и противодействия агрессии и деструктивному поведению окружающих, психологическую готовность адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, навыки выживания в природе. Причины этого мы видим в следующем:

o      основное внимание, что,  конечно, необходимо, уделяется безопасности на дорогах и пожарной безопасности (от 60% до 87% программного времени в зависимости от класса);

o     факультативный курс преподают  в основном классные руководители, которые часто сами  не владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками;

o     недостаточная учебно-материальная база для формирования конкретных практических умений и навыков.

  Внеклассные мероприятия (игра «Зарница», туристические слёты, выступления агитбригады и т.д.),  как правило, носят эпизодический характер.

            Кроме того, практика показывает, что наблюдается кризис форм и методов работы с учащимися «группы риска» и, на наш взгляд, предлагаемый проект может привлечь эту категорию учащихся к активной экопсихотуристической деятельности с целью формирования личности безопасного типа поведения.

бучающимисяТаким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время обнаруживаются противоречия между:

o   интересами общества, государства, личности в формировании социально зрелой личности и недостаточной  воспитательной  работой общеобразовательных учреждений;

o    между содержанием образования и новыми требованиями к выпускнику в части экологических знаний, умения выживать в экстремальных жизненных ситуациях, принимать ответственные решения;

o   между  необходимостью формирования у учащихся навыков личности безопасного типа поведения  и отсутствием  у учителей необходимых знаний и умений.

Таким образом, в школе достаточно четко обозначилась необходимость целенаправленной системной  работы    по освоению учащимися механизмов взаимодействия  с природой и социумом,  освоению «поля возможностей и ответственностей». Очевидно, что методы обучения  и воспитания  должны способствовать усвоению не только знаний, но и  «способов деятельности». Особое место   должно занимать освоение природы и себя в этой природе, освоение социума и себя в социуме.

Основные проблемы и пути их решения:

Проблема

Пути решения

Недостаточное  влияние школы на формирование у учащихся навыков взаимодействия с природой и социумом, навыков выживания в экстремальных условиях: подросток формируется в «тепличных» условиях, не знает свои собственные возможности и резервы организма

Создание  педагогических условий для усвоения знаний, формирования умений и навыков экопсихотуризма, познания себя,  природы и социума, формирования личности безопасного типа поведения

Несоответствие содержания учебно-воспитательной работы запросам учащихся познать себя и природу, научиться безопасному и ответственному поведению, реализовать потребность в защите при попадании в экстремальные ситуации

Включение учреждения в инновационную деятельность, внедрение новой образовательной модели формирования личности безопасного типа поведения

Низкий профессиональный уровень педагогов в вопросах формирования навыков экопсихотуризма, формирования личности безопасного типа поведения

Создание системы повышения профессионального уровня педагогических кадров по  теме инновации

Низкая эффективность воспитательной работы с учащимися, у которых чаще других проявляется потребность в риске, нестандартном, часто агрессивном, поведении

 Включение учащихся «группы риска» в инновационную деятельность с целью приобретения ими навыков конструктивного поведения в контролируемых взрослыми условиях походов, игрового проектирования, моделирования экстремальных ситуаций и т.д.

В школе имеется положительный опыт инновационной деятельности: в 2005- 2008  году она была областной инновационной площадкой по внедрению образовательного проекта «Здоровье –   образ жизни». Педагогический коллектив, в том числе и социально-педагогическая и психологическая служба, отличаются достаточным  уровнем профессионализма.  Имеется  неплохая спортивно-оздоровительная база, в том числе современный физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный на территории школы. Есть возможность привлечь  к работе специалистов района по экологии и выживанию, специалистов отдела туризма и спорта райисполкома,  пограничной заставы, кото­рые способны оказывать консультативную помощь администрации и педагогам в ходе работы, проводить исследования уровня экопсихотуристических навыков подростков, развития их потенциала выживания в экстремальных условиях и в соответствии с результатами вносить необходимые коррективы в ход работы по проекту.

        Анкетирование родителей выявило их значительную заинтересованность в формировании у учащихся указанных   выше умений и навыков (81% опрошенных приветствуют включение учреждения в инновационную деятельность, 38% - готовы оказывать посильную помощь и содействие  в реализации проекта).

       Таким образом, в учреждении имеются необходимые  предпосылки для успешной реализации инновационного проекта.

Новизна и актуальность проекта состоит в том,  что материалы содержания экопсихотуристической и воспитательной работыбудут включены в  преподавание учебных дисциплин (обществоведение, биология, физическое воспитание и другие), станут  органичной частью  образовательного  процесса. По итогам инновационной деятельности будет создан ресурсный центр и  предоставлены методические  рекомендации по использованию результатов в массовой  образовательной практике.

Цель: разработка и внедрение в практику  образовательной  модели формирования  в  базовой школе личности безопасного типа поведения.

    Задачи:

1. Изучить и провести системный анализ отечественного и зарубежного опыта, в том числе и педагогического, по формированию личности безопасного типа поведения, навыков выживания в экстремальных жизненных ситуациях.

 2. Создать творческую лабораторию для проведения исследований по разработке  образовательной модели, комплексно-целевой программы, планов, диагностических материалов инновационной деятельности,  методических рекомендаций по её результатам для презентации и распространения опыта.

3. Разработать  и апробировать новыеформы,  методы и приёмы  обучения подростков поведению в экстремальных условиях природы и социальной среды.

4. Создать целостную  образовательную систему   для мотивированного усвоения подростками знаний, формирования  навыков экопсихотуризма, умения взаимодействовать с природой и социумом в рамках безопасного обучения и воспитания.

5. Организовать и провести информационно-разъяснительную и  образовательную  работу с родителями по теме инновации, привлечь их к участию в инновации.

6. Обеспечить инновационную площадку необходимыми педагогическими и материально-техническими ресурсами. Установить сотрудничество с лицами и организациями, заинтересованными в экопсихотуристической подготовке подрастающего поколения (руководителями предприятий, военными, туристическими организациями, спортсменами, другими образовательными учреждениями).

7. Разработать и провести диагностических исследования с целью выявления хода, состояния и результатов  развития личности безопасного  типа поведения.

8. При получении положительных результатов распространить опыт формирования  личности безопасного типа поведения  в массовую образовательную практику.

Объект исследования:образовательнаясистема  школы.

Предмет  исследования: процесс оптимизации образовательной системы учреждения с целью формирования  и развития личности безопасного типа поведения.

Теоретические основы инновационной  деятельности:

Проблема жизнеспособности детей и подростков в современных условиях все чаще становится предметом исследования ученых и практиков. В 2005 г. в Галифаксе (Канада) состоялась международная конференция PathwaystoResilience, посвященная исследованиям жизнестойкости (детей и подро­стков, семей). Такие исследования стали активно проводиться за рубежом в последнее деся­тилетие. Многие современные учёные считают важнейшей особенностью личности ее жизнестойкость, умение выживать в различных природных, экологических и социальных ситуациях. Это позволяет молодым людям обеспечивать способность делать выбор, самостоятельно находить оптимальные условия для построения личной жизни и профессиональной деятельности.

Новое для отечественной психологии понятие «жизнеспособность» также становится объектом исследования. Термин «resilience» бук­вально переводится как гибкость, упругость, эла­стичность, устойчивость к внешним воздействиям и обозначает способность человека восстанавли­ваться физически и психически. В рамках теории жизнеспособности систем понятие «жизнеспособность» определяется как способность к выжива­нию и развитию, к самостоятельному существо­ванию, длительному сохранению важных свойств и одновременному непродолжительному поддер­живанию свойств, которые менее важны, но бо­лее актуальны здесь и сейчас, в данных условиях. Жизнеспособность – это способность рациональ­но планировать и эффективно, успешно совер­шать действия в определенных условиях; в более широком смысле, это сочетание устойчивости си­стемы и ее адаптивности, оптимальности и нео­птимальности, самоидентичности и соответствия, полезности, пригодности (Н.И.Разумовский, А.Н.Хазов).

Введение в лексикон отечественной науки это­го термина представляет особый интерес, т.к. он начинает использоваться во многих современных исследованиях в психологии, педагогике, психо­терапии, философии, социологии и медицине, экологии. Не случайно в последнее время фокусом исследова­ний становятся ресурсы личности (Folkman,) жизнеспособность личности (Masten, Best, Garmezy). Появляются также работы по жизнеспособности семьи, которая рассматрива­ется гораздо шире, чем формирующаяся с помо­щью семьи жизнеспособность индивида (Walsh).

По проблемам жизне­способности работает группа участ­ников международного проекта «Методологичес­кие и контекстуальные проблемы в исследовании детской и подростковой жизнеспособности: меж­дународное сотрудничество в исследовании пси­хического здоровья детей и подростков, находя­щихся в группе риска» (InternationalResilienceProject; http://www.resilienceproject.org). Проект поддержан Советом по исследованиям в области гуманитарных и общественных наук Канады (SoicialSciencesandHumanitiesResearchCouncilofCanada) и объединил усилия ученых и практиков из 14 стран: Канады, России, США, Китая, Гам­бии, Израиля, ЮАР, Колумбии, Индии, Танзании и др. Рабочая группа стран-участниц рассказала о результатах трех­летнего исследования, направленного на выявле­ние факторов,  благоприятствующих формированию жизнеспособности у подростков.

Исследуя социальную состав­ляющую жизнеспособности подрост­ков, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день они не обладают достаточным уровнем жизнеспособности. В ходе анализа некоторых факторов, способствующих социальной адаптации и составляющих личностный уровень жизнеспособности подростков, получены достаточно высо­кие показатели общего уровня экстернальности в их среде. У молодого поколения в нашей стране преобладает социальный стиль со­владающего поведения. И хотя он трактуется как относящийся к продуктивному стилю, постоянное обращение к другим людям как внешнему ресурсу говорит о социальной зави­симости и незрелости субъекта. Поскольку подростки ищут поддержки в первую очередь в социуме, возникает не­обходимость оптимизации процесса их социаль­но-психологической адаптации в условиях экологической среды, в экстремальных условиях социума и определения ос­новных направлений работы для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и других и педагогических работников.

          В психолого-педагогических исследованиях (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, И.О. Кон, А.В. Мудрик и др.) доказано что, подростковый период наиболее сензитивен для приобретения навыков и правил поведения в экологической и социальной среде, поведения в экстремальных условиях. Более того, работа в этом направлении представляется необходимой для подростков,  особенно для детей так называемой «группы риска», у которых чаще проявляется потребность  рисковать, находить нестандартные решения в той или иной ситуации. Приобретение таких навыков поведения в контролируемой взрослыми деятельности в условиях похода, экологической тропы, психологического тренинга на природе, игрового проектирования и моделирования в социальной среде,  позволит приобрести многие положительные личностные качества (ответственность, смекалку, настойчивость и т.п.). В настоящее время такие группы подростков возникают стихийно под влиянием любителей (бывших спортсменов, туристов, военных, спецназовцев) без какой-либо серьезной научной и методической апробации (паркур, курсы выживания, веревочные тренинги и т.п.). 

           Проблема воспитания культуры безопасности нашла отражение в педагогике и методике обучения основам безопасности. Показательно мнение педагога Т.Ф. Акбашева «Я выделяю только одну цель образования – это готовность к выживанию». На основе анализа базовых ценностей Е.В. Бондаревская и С.В.  Кульневич сформулировали идею  реализуемую в образовательном процессе – воспитание безопасной личности, т.е. личности неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе.

        Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что во многих развитых странах мира уделяется большое внимание приобретению в подростковом возрасте навыков выживания в экстремальных ситуациях в условиях экологической и социальной среды.

Методологическая основа проекта

При реализации проекта  могут быть использованы следующие методологические подходы:

 Компетентностный подход, согласно которому на первое место выходит выполнение практических заданий самими учащимися, которые являются субъектами образовательной деятельности и приобретает не только знания, умения и навыки, но и личный опыт приложения усилий в решении вопроса выживания в экстремальных ситуациях, в условиях экологической и социальной среды.

Личностно-ориентированный подход - образовательный процесс направлен на личность ученика, его индивидуальные способности, жизненные ресурсы, интересы.

Организация деятельности, способствующей усвоению знаний, умений и навыков выживания в экстремальных условиях, приобретению экологических и социальных навыков поведения учащимися, определяется следующими принципами научными :

принцип приоритетности образовательной потребности -активизация познавательной деятельности с учетом индивидуальных потребностей ученика и общества в целом);

принцип персонификации учитывает то обстоятельство, что ученики обладают разными типологическими особенностями нервной системы, разными целями, интересами, установками, уровнями развития и обучаемости;

 принцип креативности предполагает наличие способности к «сверхнормативной активности», что способствует творческому самовыражению, раскрывает внутренний потенциал личности, помогает обрести смысл жизни, обусловливает существование достоинства ученика;

принцип дополнительности предполагает полное использование потенциала школьного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний, обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности;

принцип непрерывности предполагает постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование человека на протяжении всей его жизнедеятельности;

принцип ведущей личностной характеристики - в качестве таковой характеристики для данной программы является «жизнестойкость», которая определяет многие личностные приобретения: ответственность, организованность, взаимопомощь и т.п..

 Содержание деятельности «групп выживания» будет  состоять из следующих компонентов:

организационного, включающего подбор учащихся по определённым критериям с целью наилучшей реализации поставленных задач, педагогического управления и организации деятельности;

 содержательного, представляющего систему научных знаний, практических умений и навыков,  компетенций и способов деятельности, мышления и реализующийся в программах «групп выживания»;

методического, включающего обеспечение учащихся методическим инструментарием (индивидуальные планы работы, портфолио, методические рекомендации по проведению деятельности, тесты, практические занятия, способы контроля и рефлексии);

воспитательного, реализующегося через субъект-субъектный подход, который предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности в «группах выживания» не только знания, умения, навыки, компетентность, но и сформированность,  личностных качеств:  жизнестойкости, воли, творческой активности, гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, экологического и социального мышления.

 

Сущность инновации:

          Для решения  обозначенных проблем планируем использовать интерактивные и имитационные методы обучения, к числу которых относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование и моделирование, разработка вариантов решения, работа на местности, тренинги и др. Достаточно эффективным интерактивным методом обучения, позволяющим актуализировать ранее полученные знания, умения и навыки о поведении человека в экологической и социальной среде, является метод создания «групп выживания».

 «Группа выживания» – это группа, которая состоит из учащихся подросткового возраста,  согласных пройти различные испытания, моделирующие элементы экстремальных ситуаций в экологической и социальной среде. В первую очередь в группу привлекаются школьники, испытывающие потребность в риске, проявляющие разные формы деструктивного поведения, дезадаптированные в обществе и проявляющие асоциальное поведение. Целью «группы выживания» является актуализация личностного ресурса для формирования позитивного поведения и приобретения социально одобряемых личностных качеств через специально организованную экопсихотуристическую деятельность.

Задачи для «группы выживания» состоят в следующем:

  • смоделировать основные элементы выживания в экстремальных условиях экологической и социальной среды;
  • дать базовые сведения об основных принципах и правилах выживания в экстремальных условиях экологической и социальной среды; 
  • создать условия на местности (экологическая площадка или тропа, площадка выживания и т.п.) для формирования необходимых навыков и умений выживания в экстремальных условиях экологической и социальной среды; 
  • способствовать закреплению социально одобряемых качеств личности.

 

                      Гипотеза: если в учреждении   образования   создана система   специальных   педагогических   условий, то формирование и развитие  личности   безопасного   типа   поведения   в базовой школе возможно, так  как   учащиеся  не   только    получат специальные знания, но и будут сформированы   практические  умения и  навыки  (первичный опыт)  выживания  в  природе, обществе, поведения в экстремальных ситуациях.

 

      Этапы и сроки инновационной деятельности: предполагается, что инновационный проект будет внедряться поэтапно, на протяжении 2011-2014 годов:

I.        Подготовительный этап: февраль-август 2011года;

II.     Проектировочный этап: сентябрь-декабрь 2011 года;

III.   Практический этап: январь 2012-декабрь 2013 гг.;

IV.  Обобщающий этап: январь - апрель 2014 г.;

     V.  Внедренческий: май-декабрь 2014 г.

       Диагностические  исследования проводятся на всех этапах инновационной деятельности.

      Основные направления исследований:

        изучение механизма управления;

организационно-педагогические условия эффективности реализации     

         проекта;

        организация методической работы;

        повышение профессионального мастерства педагогов;

        мониторинг уровня знаний, умений и навыков безопасного поведения;

        изучение развития личности ученика;

        изучение готовности выпускников базовой школы к безопасной     

        жизнедеятельности в природе и обществе;

        удовлетворённость субъектов образовательного процесса достигнутыми  

        результатами;

        изучение востребованности полученного опыта и эффективности

        механизмов и форм его распространения;

        прогноз возможных негативных последствий;

        способы коррекции, компенсации негативных последствий.

 

    Диагностический инструментарий:

    диагностики из книги «Диагностика здоровья. Психологический  

    практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.;

    тест оценки знаний, умений и навыков выживания А.Н.Сизанова;

    тест К.Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»;

    анкетирование учащихся;

    анкетирование педагогов;

    анкетирование родителей;

    социологические опросы

 

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности:

Критерии эффективности

Показатели

Уровни (высокий, средний, низкий) или количественные изменения

1

2

3

4

1.

Обученность учащихся

1. Качество знаний, умений и навыков.

2. Положительная динамика уровня знаний, умений и навыков по итогам анкетирования, тестирования

в процентах, цифрах, диаграммах

2.

Воспитанность

учащихся

1. Фиксируется тенденция в динамике развития мотивации.

2. Характер межличностных отношений

в процентах, цифрах, диаграммах

3.

Личностное развитие

учащихся

Положительная динамика развития мышления, эмоционально-волевой сферы, средний балл навыков организации научно-исследовательской и проектной деятельности, самооценки, самоконтроля и саморазвития

в процентах, цифрах, диаграммах

 4.

Функциональная грамотность

учащихся

языковая;

информационно-компьютерная;

гражданско–правовая;

экономико–финансовая;

кологическая;

технологическая и др.

в процентах, цифрах, диаграммах

5.

Состояние здоровья

учащихся

1. Динамика заболеваемости

2. Уровень тревожности

3. Степень комфортности

в процентах, цифрах, диаграммах

6.

Удовлетворённость учащихся, учителей и родителей ходом и результатами инновации

Положительная динамика

не ниже 75%

7.

Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогических кадров

1. Создание профессиональной среды для обмена опытом

2. Рост уровня профессионализма и компетентности в вопросах формирования личности безопасного поведения

3. Наличие эффективной системы повышения квалификации учителей

4. Количество учителей, успешно осваивающих  и испытывающих различные методики психотуристической работы  по формированию личности безопасного типа поведения

в процентах, цифрах, диаграммах

 

       Ресурсное обеспечение реализации инновационной деятельности:

нормативно-правовое;

                   финансовое;

кадровое;

учебно-методическое

Ожидаемые результаты:

1. Одной из образовательных стратегий реализации проекта  явится знакомство подростков с экологической деятельностью человека, возможностями защиты природы, усвоение навыков познания себя и своих возможностей, умений выживания в экстремальных условиях природы и социальной среды. Подростки  смогут проводить диагностику опасностей, изучать факторы риска, научатся их прогнозировать, выполнять простейшие задания по добычи воды, огня, пищи и построения укрытия в различные времена года и в разных климатических условиях. Научатся противостоять деструктивному поведению окружающих, принимать правильное решение, обретут психологическую  готовность к действиям в сложных жизненных ситуациях, в том числе и экстремальных.

        2. В ходе работы  педагогический коллектив учреждения  сможет изучить методические основы экопсихотуристической деятельности подростков, наполнить содержание практики с учетом интересов и склонностей учащихся. Будут определены эффективные формы и методы практики, обеспечивающие пробу сил подростков  школы в различных видах экстремальных ситуаций, защиты природы и познания себя, туристической и экологической деятельности, социального поведения.

        3. Принципы организации деятельности подростков  в группах экопсихотуризма, основанные на индивидуально-личностном и компетентностном подходах, будут способствовать формированию знаний, умений, навыков, жизненно необходимых молодому человеку для ориентации в современном изменяющемся и противоречивом мире.

         4. По итогам инновационной деятельности будут предоставлены методические рекомендации по использованию результатов инновационной площадки в массовой образовательной практике, создан ресурсный центр.

 

     Практической базой инновационной деятельности  будут служить 6-9 классы базовой школы.

 

     Состав участников инновационной деятельности:

1.   Научный консультант: Сизанов А.Н.

2.   Руководители проекта: Мацко Н.И., Тришина В.В.

3.   Учителя-предметники: Годунко И.Н., Ковалевский А.М., Трибоцкая И.П., Шатровская Н.С.

4.   Классные руководители: Крувялене Н.Ф., Сыс Т.В., Сцефанович Г.А., Борусевич А.В.

5.   Социально - педагогическая и психологическая служба: Мосевич Е.Э., Ганулич Е.И.

6.   Медицинская сестра Кишкель Е.Р.

7.   Библиотекарь Мосевич Е.Э.

 

    Литература:

1.      Бигли Джозеф. Практическое руководство аборигена при чрезвычайных ситуациях и умению полагаться только на себя / Дж. Бигли. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256с.

2.     Мошкин, В,Н. Цели воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин– Москва: Просвещение, 1999. – 156с.

3.     Садикова, Н.Б. 1000+1 совет туристу: школа выживания / авт.-сост. Н.Б. Садикова. – Минск: современная литература, 2000. – 254с.

4.     Сизанов, А.Н. Здоровый образ жизни и ответственное поведение: пособие к факультативным занятиям для учащихся 7-ого класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сизанов. – Минск: нац. институт образования, 2010. –96с.

5.     Сизанов, А.Н. Серия статей в журнале «Здаровы лад жыцця» о курсе выживания / А.Н. Сизанов. – 2007-2010г.г.

6.     Шершнев, Л.И. Безопасность человека / Л.И. Шершнев. – Москва: Просвещение, 1994. 206с.

7.     Ярочкин, В.И., Бузанова, Я.В. Теория безопасности / В.И. Ярочкин, Я.В. Бузанова. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2005 – 178с.

 

Этапы и содержание инновационной деятельности

Справка о результатах инновационной деятельности в 2011/2012 учебном году

Справка о результатах инновационной деятельности в 2012/2013 учебном году

Справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта 

Маршрут "Безопасность личности"

 

  http://www.region.grodno.by/ru/god_kult_itogi/